Ранжирование сайтов в тематике «Книги». Исследование

[ad_1]

Мы работаем с сайтами в тематике книг и аудиокниг и проводим исследования. Провели исследование в этой нише с целью выявления закономерностей выдачи.

  • Данный материал не связан с продвигаемыми сайтами клиентов и носит аналитический характер. 

  • Отмеченные баги на сайтах и в выдаче приведены с целью показать возможности улучшения сайтов. 

  • В статье рассмотрим и баги, и фичи сайтов из топ-10, а также особенности алгоритмов.

Тематика книг – одна из самых обширных по количеству запросов, многие из которых являются уникальными. Семантические ядра по лидирующим сайтам могут составлять и составляют миллионы вопросов.

Могут оставаться и старые запросы по уже непродаваемым книгам, по книгам и аудиокнигам, утратившим популярность. Также постоянно появляются новые книги, поэтому в нише представлено множество уникальных запросов, частотность по которым постоянно меняется, и пропорция трафика по входящим страницам постоянно варьируется.

Количество запросов, по которым собирают трафик сайты-гиганты достигает 6-8 миллионов и даже больше, и эта выборка никогда не будет полной. Поэтому для анализа мы взяли только ТОПовые запросы для выявления закономерностей поиска, пользовательского спроса и итоговой выдачи.

Для исследования были отобраны 2000 топовых запросов с общей базовой частотностью 10 717 756 189, по которым взяли 50 сайтов-лидеров ниши, доминирующих по количеству запросов в топ-10 (и Яндекс, и Google). Особенности спроса рассмотрены на большой семантике в 250 000 запросов для выявления глобальных закономерностей поиска.

Проанализированы основные моменты по особенностями спроса и семантики, особенностям выдачи и возможным точкам роста для коммерческих сайтов в этой тематике.

Особенности пользовательского спроса

  • Относительно других ниш семантическое ядро в тематике «Книги» относительно широкое – миллионы запросов у сайтов-лидеров и множество микро-НЧ-запросов, которые мы даже не видим (основной источник – данные сервиса keys.so). «Книги» – ниша очень динамичная, в ней пользователи используют четкие запросы, связанные с конкретными товарными категориями. 

  • Частотный словарь по тематике по широкому семантическому ядру показывает высокую популярность запросов с конкретными паттернами, например, «купить», «отзывы», «дети», «учебники», «сказки». 

Спрос в тематике Книги

Запросов, связанных со скачиванием бесплатно, значительно меньше по количеству и общей встречаемости, поэтому эти запросы в нише являются вспомогательными. 

Возможно, это связано с тем, что запрещенные ресурсы не ранжируются в поиске, и пользователи переходят на них преимущественно по запросам, связанным с названиями конкретных сайтов, и на общий объем запросов в массе это не влияет.

Также это связано с тем, что рынок за годы работы стал более легальным. В основном сайты предлагают возможность покупки полных версий книг, и это стало популярно.

  • Спрос и количество запросов превалирует в поисковой системе Google. Даже по сайтам-гигантам, собирающим миллионы запросов, видно, что в Яндексе может ранжироваться до 1,5 миллионов запросов на 1 сайте, а в Google – 4 миллиона запросов.

  • Популярны запросы, связанные с конкретными книгами, авторами, в меньшей степени – с направлениями книг (жанры, книги про конкретную тематику, учебники и энциклопедии, книги для детей). Суммарно таких запросов около 80 тысяч из большого ядра в 250 тысяч запросов, и они тоже значимы для привлечения трафика на сайт.

Особенности выдачи

  • Лидеры выдачи в Яндексе и Google в данной нише по большей части совпадают, и в основном это крупнейшие сайты Рунета. Например, ozon.ru, во все времена служивший примером и до сих пор являющийся одним из лидеров тематики. А также такие крупные сайты, как litres.ru, labirint.ru, book24.ru, сделавшие много для этой тематики в целом, так как задали тренд на продажу книг легально и вытеснили с рынка сайты пиратов, впоследствии пессимизированные обеими поисковыми системами.

  • Лидеры в Яндекс:

Выдача Яндекса в тематике Книги

Выдача Google в тематике Книги

На втором месте по лидерству в поиске – сайты крупных издательств или менее крупные интернет-магазины, а также отдельные информационные сайты о книгах, ссылки с которых ведут, в конечном итоге, на другие сайты. Эти сайты зарабатывают на партнерских программах. Лидером среди таких ресурсов является livelib.ru.

Пример – на https://bombora.ru/blog/book-review/memuary-aktera-mettyu-perri-retsepty-po-motivam-kartin-miyadzaki-i-total-dacha-stayl/ (не входящий в топ-50 лидеров, но тоже собирающий множество позиций в топах).

Обзоры книг

Такие сайты имеют потенциал для развития и могут хорошо ранжироваться за счет новизны и интересности обзоров.

  • Основной драйвер роста сайтов в этой нише – размер представленного ассортимента. Большой каталог тоже крайне важен. На многих сайтах встречаются каталоги с перелинковкой.

Каталог на сайте

Всем сайтам, которые этого еще не сделали, рекомендуется реализовать такой широко представленный каталог.

Страницы тегов также могут быть полезны, в том числе для перелинковки, например, как на https://www.labirint.ru/tag/dinozavry/:

Страница тегов на сайте

  • Также коммерческие факторы в тематике близки к идеальным.

На сайте-лидере тематики https://www.labirint.ru/ даже представлены списки преимуществ каждой книги:

https://www.labirint.ru/

Это отличные решения по оптимизации и контента, и коммерческих факторов. Нужно ориентироваться на эти сайты в целом как на образцы, даже для других ниш.

  • Большое количество отзывов значимо для этой тематики. Широкая заполненность каталогов отзывами – существенный фактор ранжирования и для конкретных страниц, и для сайта в целом.

Отзывы книг

  • Также хорошо работают длинные рецензии вида:

Отзывы на книги

Отзывы и рецензии могут быть существенным фактором ранжирования и для листингов, и для карточек. Поэтому в листингах мы видим товары с большим количеством отзывов и рецензий:

Книги с рецензиями

  • Точкой роста могут быть подборки книг по конкретным темам, например, страницы такого вида:

Подборки книг на сайте

https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/15-potryasayuschih-knig-o-sobakah/

Так как большая часть сайтов сконцентрирована на коммерческих страницах, то мало кто работает с такими подборками, и стоит использовать их для удержания аудитории на популярных книгах.

Особенно это актуально для сайтов, где эти же книги можно купить.

  • Так как в топах доминируют гиганты, то влияние ссылочных факторов не оценивалось, ведь на многие сайты стоит большое количество естественных ссылок, а на таких объемах их влияние сложно оценить. Также стоит отметить, что при больших ссылочных профилях все сайты работают примерно в одинаковых условиях, и нет аномалий в виде слабых случайных сайтов в топе.

Выводы

  • Книги – ниша с высокой конкуренцией, в которой больший потенциал трафика заложен в огромном шлейфе низкочастотных запросов, постоянно меняющихся, так как меняется ассортимент. 

  • Разнообразный и постоянно меняющийся спрос, отчасти похожий на событийный спрос – яркая особенность ниши, так как большинство запросов связано с конкретными книгами. 

  • Вечнозеленые страницы книг по авторам, жанрам и направлениям также собирают трафик, ведь на них тоже есть большой спрос. 

  • В тематике – большая готовность к приобретению конкретных книг, поэтому много запросов по покупке. Большая часть сайтов предоставляет функционал для покупки. 

  • Наибольшее значение для ранжирования имеют коммерческие факторы – представленность ассортимента, контент на сайтах, перелинковка, количество отзывов и рецензий.

  • Всегда нужно искать идеи для расширения структуры сайта и публикации новых типов контента – например, новых подборок товаров.

Надеемся, что статья будет полезна и сеошникам, и владельцам сайтов, и даже самим поисковым системам.

Материалы в рамках исследования на базе Ingate.Group.



[ad_2]

Related Post